Илья Шафранов (mousemaster2012) wrote,
Илья Шафранов
mousemaster2012

Распутываем сложный узел



Многие знают, что на юге Москвы (да и не только на юге) отвратительная связность дорожной сети. В частности, на протяжении 11 километров нет ни одного автотранспортного пересечения железнодорожных путей Павелецкого направления (пешеходные пересечения есть). Неудивительно, что пересечения на концах этого 11-километрового участка пользуются повышенным спросом. На южном конце это МКАД, на северном - Коломенский проезд.

МКАД - отдельная большая проблема, касаться ее здесь не будем.
Рассмотрим северное пересечение - с Коломенским проездом. Предположим, что мы едем по этому проезду с востока на запад.

С Коломенского проезда на Нахимовский проспект

Пересекаем в разных уровнях Каширское шоссе (точка 3), уходим в тоннель под железной дорогой (точка 4) и Варшавским шоссе (точка 5), а вынырнув из тоннеля, оказываемся на сложном запутанном перекрестке, который выделен на схеме фиолетовым контуром.
Рассмотрим его подробнее. Какие потоки здесь пересекаются?

С запада на восток проходит Нахимовский проспект, перетекающий на востоке в Коломенский проезд, откуда мы приехали. Это важнейшая хордовая связка, соединяющая три округа Москвы (ЗАО, ЮЗАО, ЮАО). По этому направлению планировалось пустить Четвертое транспортное кольцо - собственно, вышеупомянутый тоннель был заделом под него. Проект кольца отменен, но значимость связки от этого не уменьшилась, ибо альтернативы ей пока нет.

На юг отходит крупная межрайонная улица - Симферопольский бульвар. Это путь из центра в районы Зюзино и Чертаново. По середине бульвара проходят трамвайные пути. Это главная трамвайная линия юга Москвы - Чертановская. Севернее перекрестка она загибается к востоку и пересекает Варшавское шоссе железную дорогу по эстакаде.

На восток от перекрестка вдоль Нахимовского проспекта отходят два дублера, выходящие на Варшавское шоссе. По южному дублеру возможен только выезд на шоссе, по северному - выезд на шоссе из тоннеля и съезд с шоссе на перекресток.

И наконец, на север и северо-запад от перекрестка отходят два проезда - Симферопольский и Криворожский. На Симферопольском проезде поток чисто местный, а Криворожский используется для транзита с Севастопольского проспекта через улицу Ремизова. Примерно так:

Путь через Криворожский проезд

Понятно, что перекресток таких нагруженных направлений не может не собирать пробки. Главное направление - Нахимовский проспект - более-менее едет, главным образом потому, что с него запрещены левые повороты. А остальные направления весьма проблемны. Особенно жесткая толкотня происходит на участке Симферопольского бульвара от Криворожского проезда до Нахимовского проспекта, куда собираются потоки с четырех направлений, перераспределяются на коротком участке и разъезжаются в трех направлениях (причем в разных фазах!).

Главная схема

Все направления, вливающиеся в этот котел, стоят в пробках. До недавнего времени хвост пробки вылезал на основной ход Нахимовского проспекта и мешал проезду прямо. Стоять в этой пробке приходилось и тем, кому надо не на сам перекресток, а на Варшавское шоссе в сторону области.
Машины скапливаются в том числе и на трамвайных путях, мешая проехать трамваю. Такая картина здесь не редкость:



Наш Экспертный центр давно занимается этим перекрестком. Первой попыткой справиться с проблемами стало предложение по оптимизации движения, вошедшее во 2-й том программы "Светофоры, знаки, разметка" (СЗР) и поданное в Центр организации дорожного движения в сентябре 2011 года. Предложение такое:

Предложение из СЗР-2

Одна из важнейших мер этого предложения - разрешить в фазе 2 движение с севера Симферопольского бульвара по всем направлениям: не только налево и направо, но и прямо. К сожалению, в тексте решений это непосредственно прописано не было... и в результате выпало при реализации. А реализация происходила поэтапно следующим образом.

Весной 2012 года установили правоповоротную стрелку с востока Нахимовского проспекта и разрешили правый поворот. До этого поворачивающие на север вынуждены были толкаться на дублере вместе со всей толпой, в том числе едущих с Варшавского шоссе. Но увы... поворот разрешили, а знаки движения по полосам и соответствующую разметку не обновили. До сих пор (уже год прошел).



Это улучшение несколько разгрузило перекресток, но до настоящей победы было еще далеко. И вот сентябре 2012 года произошло важное событие: на северном дублере Нахимовского проспекта перерисовали разметку, и к перекрестку стало подходить три полосы вместо двух! На короткое время пробки исчезли.



Увы, эффекта от этого улучшения хватило ненадолго. В октябре в рамках реконструкции Варшавского шоссе закрыли очень важный поворот с перемычки между Варшавским и Каширским шоссе налево на Варшавское шоссе в сторону МКАД. Вот этот поворот:



Через этот поворот выезжали на Варшавское шоссе тысячи машин с Нагатинских проездов и набережных Москвы-реки. Куда делся этот поток? А вот куда.

Поток с Нагатинских проездов
Красный маршрут - как ехали раньше. Зеленый - как едут сейчас. Но многим из едущих по Варшавскому шоссе надо в Чертаново и Зюзино, а потому они сворачивают с зеленого маршрута на синий и оказываются на нашем любимом перекрестке. В результате эффект от добавления третьей полосы оказался не таким значительным, как мы ожидали.

Еще одним улучшением стало перераспределение времени между Криворожским и Симферопольским проездами. Было с Симферопольского полторы, с Криворожского полминуты - стало по минуте с каждого проезда. Это существенно разгрузило Криворожский проезд, но мы предлагаем пойти дальше: увеличить время на выезд с транзитного Криворожского проезда до полутора минут, а на Симферопольский оставить полминуты. Для местного потока этого достаточно, а транзитный там не нужен.

Вот окончательный вариант нашего предложения, которое мы включим в новый 5-й том программы СЗР.

Проблемы
Решения
Новая схема организации движения:

Новая ОДД

Как видим, кроме установки правоповоротной секции на светофор с запада Нахимовского мы предлагаем увеличить на Нахимовском количество полос за счет сокращения их ширины (подробности на эту тему здесь), а также обособить трамвайные пути. Сначала разметкой, в перспективе - бордюром. Чтобы трамвай ехал пусть в одной фазе из четырех, но беспрепятственно!

И сами фазы. Продолжительность примерно по 30 секунд.

Фаза 1.1
как надо фаза 1.1

Фаза 1.2
как надо фаза 1.2

Фаза 2
как надо фаза 2

Фаза 3
как надо фаза 3

А еще мы скоро предложим выделить на Нахимовском проспекте полосу для общественного транспорта. Хотим, чтобы все ехало: и личный транспорт, и общественный.
Tags: probok.net, Москва, ЮАО, автомобиль, анализ перекрестков, связность сети, трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 117 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →