Илья Шафранов (mousemaster2012) wrote,
Илья Шафранов
mousemaster2012

Пролетарско-Андроповские тоннели открыты!

В суете майских праздников осталось незамеченным важное событие. 13 мая на пересечении Каширского шоссе с проспектом Андропова и Пролетарским проспектом открыты два автомобильных тоннеля, в результате этот перегруженный узел превратился в двухуровневую развязку. Это один из первых крупных объектов, введенных в действие в рамках начатой в 2011 году реконструкции магистралей. До сих пор собянинские проекты приносили москвичам только неприятности в виде перекопанных дорог и вырубленных деревьев, и вот первый положительный результат, причем заметный в масштабах пусть не всей Москвы, но существенной ее части.

Рассмотрим его подробнее.



Что это за место? Москвичи и так знают, а для читателей из других регионов нужны пояснения.

Вот схематичная яндекс-карта Южного административного округа Москвы.

Карта ЮАО

Красным цветом показаны границы округа, другими цветами - основные магистрали: фиолетовым - МКАД, розовым - ТТК, синим - Варшавское шоссе, зеленым - Каширское и оранжевым - транспортный коридор "Таганка - Дон", состоящий из многих улиц, среди которых нас интересуют два проспекта - Пролетарский и Андропова. На схеме видно, что пересечения радиальных магистралей с МКАД и ТТК, а также развилка Варшавского и Каширского шоссе выполнены в виде разноуровневых развязок, и только на перекрестке Каширского шоссе с упомянутыми проспектами - обычный светофор. Естественно, он не справляется с нагрузкой и создает огромные пробки не только непосредственно на пересекающихся трассах, но и на всех возможных путях объезда (которые есть только с юго-западной стороны, ибо на северо-востоке - Москва-река). Причем пробки не ограничены пиковыми периодами, а длятся зачастую весь день. Можно без преувеличения сказать, что на пересечении Каширского шоссе с двумя проспектами образуется главная пробка Южного округа.



Смотрим схему с сайта Департамента строительства Правительства Москвы.



Построены два автомобильных тоннеля - односторонние, каждый имеет по 3 полосы движения. Западный тоннель, направленный из центра, принимает поток с проспекта Андропова и распределяет его на два направления - на Каширское шоссе (из центра) и Пролетарский проспект. Аналогично, восточный тоннель распределяет поток с Пролетарского проспекта на Каширское шоссе в сторону центра и проспект Андропова.

Работает это так. Ролик снят 17 мая в западном тоннеле.




Обычно водителям требуется время, чтобы привыкнуть к новопостроенному участку дороги, поэтому в первые дни после открытия новые участки бывают свободны. Здесь ситуация иная: пятый день с момента открытия - и уже пробка. Но не будем злорадствовать. Во-первых, это пятничный вечер, когда москвичи массово едут за город, и забиты все выезды из города. Во-вторых, реконструкция Каширского шоссе еще не закончена, и почти сразу за развязкой ремонтные работы сужают шоссе до трех полос. Так что эффект бутылочного горлышка неизбежен. Но обратите внимание, как распределены полосы на выезде из тоннеля! Одна полоса идет прямо на Каширское шоссе, две - направо на Пролетарский. Почему? Кто-то решил, что поток на Пролетарский больше? Хотелось бы посмотреть данные, на основе которых сделан вывод, противоречащий здравому смыслу и объективной реальности. А реальность такова:



Нетрудно заметить, куда направлен основной поток. Направлен он на Каширское шоссе, причем едут в три ряда вместо разрешенного одного! Решение организовать выезд на Каширское шоссе только в один ряд было ошибочным. И наш Экспертный центр предупреждал об этой ошибке еще год назад! Вот лист первоначального проекта организации движения (ПОД, картинка кликабельна):



Мы сделали подробный анализ проекта реконструкции. Опубликован он здесь. В частности, на этом участке предложили изменить разметку и распределить потоки на выезде из тоннеля по полосам следующим образом: левая полоса - на Каширское шоссе, средняя - в любом направлении, правая - на Пролетарский проспект. Вот соответствующая страница нашего анализа (картинка кликабельна):



И к нам вроде бы даже прислушались! Осенью 2012 года появился обновленный проект, в котором выезд из тоннеля выглядел следующим образом:



Как видите, выезд на Каширское шоссе здесь изображен в две полосы.
Однако построили не по этому исправленному проекту, а по первоначальному! Результат налицо - тысячи водителей вынужденно нарушают правила. А если за такое нарушение станут реально наказывать - все будут ломиться в левую полосу, и перед последней точкой, где это можно сделать по правилам, поток встанет. Все полосы, в том числе и правая, едущая на Пролетарский проспект.

Поэтому мы предлагаем вернуться к нашему предложению и поменять разметку таким образом, чтобы на Каширское шоссе законно выходило 2 полосы!


На обоих проспектах - Пролетарском и Андропова - выделены полосы для общественного транспорта, а на Каширском шоссе эти полосы планируется ввести в процессе реконструкции. Тема эта весьма спорная, и даже в нашем маленьком коллективе у каждого сотрудника по ней свое мнение. Проблема в том, что вдоль проспектов проходит Замоскворецкая линия метро, и желающих проделывать этот путь на наземном транспорте меньше, чем на тех участках, где метро нет. Казалось бы, зачем ехать на автобусе от "Кантемировской" до "Коломенской" или "Автозаводской", если метро довезет быстрее? Но люди ездят не только до метро. Недавно я побывал в утренний пик на участке проспекта Андропова в Нагатинской пойме (в 4 километрах к северу от рассмотренного узла) и убедился, что автобусы там идут с интервалом в две-три минуты и весьма востребованы. Точных данных о пассажиропотоке на этом участке у нас нет (если у кого-нибудь есть - поделитесь!), но даже если поток не дотягивает до уровня эффективности выделенной полосы (около 1000 пассажиров в час) - считаю, что отменять эту полосу не следует, а надо оптимизировать маршруты (в частности, давно обещали продлить скоростной маршрут 901 до метро "Таганская", что резко подняло бы востребованность его участка севернее "Кантемировской") и постепенно доводить поток до нужного уровня.

Но если выделенные полосы на проспекте Андропова нужны - нужны ли они в тоннелях? Давайте подумаем. Если дорога имеет 4 полосы движения, но на отдельных участках (мосты, тоннели) сужается до 3, до в узких местах, на мой взгляд, выделять полосу под ОТ не следует (надеюсь написать отдельный пост на эту тему). Но здесь узкое место - не сам тоннель, а выезд из него, где поток из тоннеля сливается с потоком по земле! Особенно критично это слияние при въезде на проспект Андропова (об этом подробно написал мой непосредственный начальник crusandr в большом посте на тему реконструкции Каширского шоссе). Радикальное решение проблемы - расширить проспект Андропова, и мы готовим на эту тему пакет предложений, но дело это долгое и дорогое. А пока проспект не расширен и имеет нынешнюю полосность 2+А - считаю, что следует сделать такую же полосность и в тоннеле. Это уменьшит количество сливающихся автомобильных полос и облегчит слияние как для общественного, так и для личного транспорта.

Tags: probok.net, Москва, ЮАО, автомобиль, анализ перекрестков, выделенные полосы, магистраль, реконструкция, тоннель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 101 comments