Илья Шафранов (mousemaster2012) wrote,
Илья Шафранов
mousemaster2012

Categories:

Вольный ганзейский город Гамбург



Freie und Hansestadt Hamburg - так полностью официально называется второй по величине город Германии и ее главный торговый порт. Население города составляет 1.8 миллиона, агломерации - свыше 3 миллионов жителей.

Гамбург расположен в нижнем течении реки Эльбы, в основном на ее правой стороне. Берега Эльбы в пределах города практически полностью заняты портовыми сооружениями и складами. На правом (городском) берегу эти объекты более старые и большей частью реконструированы в офисы и дорогое жилье - так называемый район HafenCity, а на левом находится действующий порт. Сообщение между берегами в основном водное: мостов через Эльбу мало, а в центре города их нет вообще. Зато есть такой необычный объект, как пешеходно-велосипедный тоннель. Подробный рассказ о нем впереди.

Другая естественная преграда - озеро Альстер, состоящее из двух частей - Binnenalster и Außenalster (внутренний и внешний Альстер, на фотографии они видны оба). Эта популярная зона отдыха разделяет основную правобережную часть города еще на две - западную и восточную. Попасть из одной части в другую можно либо через центр, либо по мосту между внутренним и внешним Альстером (тоже по сути центр), либо дальним объездом вокруг озера. Исторически Гамбург располагался между Альстером и Эльбой, что было удобно для обороны и взимания торговых пошлин, но для жизни современного мегаполиса создало трудности. Однако они успешно преодолеваются. Как?


Магистральную сеть пассажирского транспорта в Гамбурге составляют рельсовые линии четырех видов: S-бан, U-бан, A-бан и R-бан. Рассмотрим их по порядку.

U-бан и S-бан



Принято считать, что U-бан - аналог нашего метро, а S-бан - аналог электрички. Это не совсем так. Обе системы - полностью обособленные, без одноуровневых пересечений с автомобильными и прочими дорогами, с нижним токосъемом. Обе системы в центре преимущественно подземные, а на окраинах выходят на поверхность. В центре также есть эстакадный участок:



Это не S-бан, это U-бан! Линия 3.
Подземные станции выполнены в привычном для западноевропейских метрополитенов строго функциональном дизайне, без излишеств. Поезда ходят в пиковое время каждые 3-4 минуты, вечером интервалы увеличиваются до 10 минут. На станциях висят электронные табло, показывающие, куда поедет ближайший поезд и через сколько времени.



В чем же различия между U- и S-баном? Принципиальных различий я не обнаружил. Среди непринципиальных - длина составов. На U-бане ездят 8-вагонные поезда, но встречаются и укороченные 4-вагонные, называемые по-немецки Kurzzug. Перед прибытием укороченного поезда надпись об этом выводится на табло - см. картинку выше. Кроме того, на путевой стене схематически показано, где останавливается голова и хвост укороченного поезда, так что пассажирам не приходится бегать взад-вперед за поездом.



На S-бане поезда обычно состоят состоят из 6 вагонов, но по выходным встречаются укороченные.
По непонятной причине на большинстве станций как U-, так и S-бана уровень пола в вагонах сделан не вровень с платформами, а несколько выше.



Для удобства инвалидов, пассажиров с детскими колясками и велосипедистов отдельные участки платформ приподняты вровень с уровнем пола в вагонах. Но кто мешал сделать это по всей длине платформы - непонятно.



Структура сети городских железных дорог Гамбурга показана на схеме. Картинка кликабельна, ссылка ведет на сайт Гамбургского транспортного союза - одной из старейших в мире "зонтичных" структур, управляющих всеми видами общественного транспорта в пределах города или агломерации.

Схема железных дорог Гамбурга

На схеме представлены все четыре бана. Но основу сети составляют два - U-бан и S-бан, поэтому на черные (R-бан) и оранжевые (A-бан) линии можно пока не обращать внимания.

Система, состоящая из четырех линий U-бана и трех или шести (смотря как считать) S-бана, выглядит на первый взгляд крайне запутанной. Однако если присмотреться, то можно увидеть некоторые закономерности. Первое: все линии как U-, так и S-бана обязательно проходят через центральный вокзал (Hauptbahnhof). Это главный узел системы. Второе: ни для одной пары линий пересадка на центральном вокзале не является безальтернативной. Всегда есть выбор - ехать таким путем или другим. Пересадочные узлы Jungfernstieg, Dammtor, Berliner Tor и другие обеспечивают необходимую гибкость, и даже когда та или иная линия закрывается на ремонт (что случается нередко) - это не приводит к разрыву сети (а если приводит, то через закрытый участок пассажиров возят автобусами). Третье: хотя основные пути проходят через центр, за его пределами тоже обеспечены транспортные связи, и кто хочет объехать Альстер с севера - имеет такую возможность. Для этого есть пересадочные узлы Barmbek и Ohlsdorf. В общем, если в системе разобраться, то она оказывается весьма удобной.

В ряде случаев поезда разных линий идут по одним и тем же путям. Так, открытая в 2012 году новая линия U4, ведущая в реконструируемый район гавани, по сути является вилочным ответвлением от существующей U2. Собственная станция на этой линии пока только одна - Überseequartier.



Осенью нынешнего года готовится открытие еще одной станции на этой линии - HafenCity-Universität.

Интересна также линия S1, ведущая в аэропорт. Поезд приходит на станцию Ohlsdorf, там расцепляется, и три головных вагона едут в аэропорт, а три остальных - дальше на север, на станцию Poppenbüttel. Расцепка происходит без привычного нам грохота и получасового ожидания. Примерно так:



Подобным образом расцепляются поезда и на некоторых других линиях, в частности S21 на Bergedorf.
Станция S-бана в аэропорту - подземная. Прямо на станции вывешено табло прибытия и отправления самолетов. Очень удобно.



Помимо электричек, в аэропорт также ходят автобусы из разных мест города, а также из других городов - Любека, Киля, Ганновера. Вот этот микроавтобус готовится отбыть в Киль.



A-бан или AKN



Сеть пригородных железных дорог, охватывающая северо-западные окраины и пригороды Гамбурга. В нынешнем году система отмечает свое 130-летие. Линии не электрифицированы, ходят 4-вагонные дизель-поезда с интервалом в пределах получаса. Отдельные участки однопутные. Есть одноуровневые пересечения с автодорогами.



Впрочем, на фотографии видно, что рядом строится путепровод.



Так выглядит стандартный остановочный пункт A-бана. Примерно как наша какая-нибудь Фирсановка, только поаккуратнее, все-таки Германия. На платформе стоят несколько металлических кресел, павильон для защиты от дождя, билетный автомат... а где расписание? Нету! Зато есть красно-синяя стойка SOS/Info, как в московском метро. Нажал кнопку Info - и мне по-английски сообщили, что следующий поезд пойдет через 5 минут.

R-бан

Региональные железные дороги - проходящие через Гамбург и его окрестности фрагменты общегерманской сети железных дорог. Проще говоря - аналог наших электричек. Сами поезда, как правило, двухэтажные. Вот такие:



Интерьер верхнего этажа:



В некоторых вагонах верхний этаж выделен под первый класс, в этом случае вход туда закрыт дверцами.
А самое интересное - система продажи билетов. Вот самая обычная платформа (даже не станция) Wandsbek в срединном районе Гамбурга. Примерно как наше Останкино или Матвеевское. Билетных касс нет, вместо них установлены автоматы.



Подходим к автомату, тыкаем на кнопочки, выбираем, куда ехать. Выбрать можно любое место как в пределах Германии, так и в соседних странах (мы ехали в Любек, а в списке рядом с ним был Люблин, который находится, как известно, в Польше). Система выдает расписание маршрута с пересадками, которое можно (и нужно!) сразу распечатать. Следующая кнопочка - продажа билета. Принимает как монетки, так и бумажные деньги и кредитные карточки, выдает сдачу. Очень удобно. Но недешево: билет до Любека (около 60 км) обходится в 12.95 евро. Зато поезда ходят регулярно (каждые полчаса) и доезжают от центрального вокзала Гамбурга до Любека за 45 минут. От Вандсбека до Любека - несколько дольше, ибо с пересадкой.

На некоторых участках R-бан сосуществует с S-баном в одном коридоре, но при этом каждый вид поездов идет по своим путям. Это и понятно: разный токосъем.

Автобусы

В Гамбурге есть несколько видов автобусных маршрутов: метробусы, городские и региональные линии, скоростные (SchnellBusse) и ночные (NachtBusse) маршруты. Со скоростными и ночными понятно, а чем отличаются метробусы от городских и региональных - я не разобрался. Но основу автобусной сети Гамбурга составляют именно метробусы. Они повсюду, в том числе и в центре. Вот как выглядит узловая остановка метробусов на ратушной площади:



А вот обычная, ничем не примечательная остановка в срединном районе.



Как видим, здесь нет электронного табло, но вывешено расписание, и оно соблюдается.
Подвижной состав представлен современными низкопольными автобусами, в основном гармошками. А есть и двойные гармошки VanHool длиной 24 метра, они ходят по маршруту 5 из центра в северо-западный пригород BurgWedel.



Интерьер автобуса.



В Гамбурге бывают пробки. Понятно, что по московским понятиям это и не пробки даже, а легкие затруднения в движении, но они бывают. Наиболее пробочный участок города - мост между внутренним и внешним Альстером и подходы к нему, особенно с запада. Чтобы автобусы проходили этот участок без задержек, для них выделены полосы, но не по краю, как мы привыкли, а со стороны осевой линии дороги.



Остановки сделаны на островках, однако же полностью оснащены, в том числе электронными табло.



На участках, где происходит ремонт дороги (а дороги в Германии ремонтируют часто) и подъезд к остановке невозможен, устанавливают временные остановки без электронных табло, так называемые "эрзацхальтештелле". Прошу прощения за качество фотографии, сделанной из окна движущегося автобуса.



Такая организация движения позволяет автобусам 5-го маршрута выдерживать интервал в 5 минут (правда, часть рейсов - укороченные). По сути этот автобус заменяет трамвай, которого (как и троллейбуса) в Гамбурге нет.

Речной транспорт



Как я уже писал, в Гамбурге не хватает мостов через Эльбу. Для переправы через реку используются многочисленные речные трамвайчики, которые входят в общую систему городского транспорта, и на них действуют обычные городские билеты. Главный речной вокзал находится у станции U- и S-бана Landungsbrücken.



С множества причалов отправляются теплоходики в разные места портовой зоны. В том числе довольно заброшенные, как вот это:



Расписания обратного рейса нам на этой пристани найти не удалось. Автобусы тоже не ходили. Пришлось возвращаться на городской правый берег там же путем, каким попали на левый, а именно через пешеходный тоннель.



Это весьма необычное сооружение, построенное в 1907 - 1911 годах и считающееся памятником инженерной мысли, подробно описано здесь. Перемещаться по тоннелю можно пешком или на велосипеде, въезд на мотоциклах запрещен. Для спуска и подъема на концах установлены лифты. Тоннель бесплатный. В 1974 году ниже по течению Эльбы построен новый автомобильный тоннель, через который пропущен автобан номер 7.

Стоимость проезда и способы оплаты

Транспорт в Гамбурге дорогой. Разовый билет обходится в 1.4 или 1.9 евро (в чем разница между этими вариантами - не понял), билет на одну поездку с возможностью пересадки - 2.95 евро, суточный (действующий до 6 утра следующих суток после дня покупки) - 7.1 евро. Есть еще так называемый 9-часовой, действующий в непиковое время - с 9 до 18 часов. Он стоит 5.8 евро. Перечисленные билеты действуют в тарифной зоне "Большой Гамбург", включающей весь город и его ближайшие пригороды, а также аэропорт. Кому надо дальше - покупает более дорогие билеты. Более подробная информация есть на сайте www.hvv.de - но только на немецком (английская версия есть, но неполная и не дает реального понимания). Билеты продаются в автоматах, которые установлены на всех станциях всех видов железной дороги и на некоторых автобусных остановках. Автоматы работаю нормально, нам ни разу не попался сломанный (привет Будапешту!) По данным www.hvv.de, билет можно купить и у водителя автобуса. К задержкам автобусов это почему-то не приводит.

Отмечу еще одну важную вещь. Так же как в Афинах и Будапеште, в Гамбурге ни в одном виде общественного транспорта нет турникетов. Но более того: в Гамбурге нет и валидаторов! Все билеты действительны с момента продажи.

Ложка дегтя

Германия - не идеальная страна. Гамбург - не идеальный город. Там можно найти и брошенные окурки, и тротуары, уходящие в никуда, и припаркованные на тротуаре машины. Не хочу подражать популярному топ-блогеру, который, подобно известному животному, везде находит грязь, но на одну бяку не могу не обратить внимание.



Бульвар превращен в парковку, причем официальную и платную. Вероятно, эти деревья долго не проживут. Куда смотрят природоохранные структуры?

Заключение

По традиции я заканчиваю посты о транспортных системах городов рекомендациями по улучшению этих систем. Но как улучшить то, что и так хорошо работает? Только по мелочам. Считаю, что в Гамбурге не хватает билетов на неограниченное количество поездок в течение нескольких дней. Приходится каждый день покупать новый суточный билет, а это не всегда удобно. Кроме того, на всех остановках всех видов транспорта следовало бы вывешивать его расписание, причем это особенно важно в малолюдных местах, где транспорт ходит редко.

Многие спросят: а как же трамвай? В любом нормальном городе есть трамвай - значит, нужен он и в Гамбурге. Однако же его нет. Уверен, что городские власти этот вопрос рассматривали, и если сочли нецелесообразным - значит, имели для этого достаточно оснований. На мой взгляд со стороны, особой необходимости в трамвае нет по следующим причинам:

  • в центре густая сеть U- и S-бана;

  • в срединных районах недостаточно места;

  • окраины малоэтажные, там нет трамвайных потоков.

Так что пока гамбуржцам хватает поездов и автобусов.

P. S. Я закончил этот пост ровно 9 мая. Но чтобы он не воспринимался как уже набившая оскомину пропаганда того, насколько побежденные в той войне живут лучше победителей, - откладываю публикацию на ближайший рабочий день, 13 мая.


Tags: Г, Гамбург, Эльба, автобус, метро, пригородный поезд, теплоход, тоннель, транспортные системы городов, электричка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments