Илья Шафранов (mousemaster2012) wrote,
Илья Шафранов
mousemaster2012

Categories:

Пересечение автомобильных и пешеходных потоков – абсолютное зло или приемлемый компромисс?

Те мои читатели, кто также читает блог Андрея crusandr (а их большинство), уже видели статью "Светофорный ГОСТ: тихая революция и ее последствия". Я участвовал в подготовке этой статьи, но наши с Андреем мнения по некоторым вопросам разошлись, в результате мой текст в итоговый вариант статьи не попал. Предлагаю свои соображения на эту тему.

Средства организации дорожного движения – светофоры, разметка, дорожные знаки и т.д. – применяются в России не абы как, а в соответствии с нормативным документом под названием ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения..." В феврале 2014 года в этот ГОСТ были внесены изменения, и одно из этих изменений может существенно повлиять на нашу жизнь. Речь идет о пункте 7.1.2, который был дополнен словами: "Не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования".

Что это значит?

Рассмотрим простой Х-образный перекресток двух маленьких улиц, например Одесской и Болотниковской в московском районе Зюзино. Обе улицы имеют по одной полосе движения в каждую сторону, со всех четырех сторон перекрестка есть пешеходные переходы.



Как организовать движение на этом перекрестке? Самое простое – в две фазы: в одной едет Болотниковская, в другой Одесская. Вот так:



Предположим, что водителю надо повернуть налево с юго-запада Одесской улицы на северо-запад Болотниковской. Для этого ему надо:

  • дождаться зеленого сигнала светофора, который загорится в фазе 2;

  • пропустить встречный поток с северо-востока Одесской;

  • разъехаться правыми бортами с теми, кто поворачивает с северо-востока Одесской на юго-восток Болотниковской;

  • пропустить пешеходов, переходящих Болотниковскую с северо-западной стороны перекрестка;

  • уступить дорогу поворачивающим направо с северо-востока Одесской на северо-запад Болотниковской.

Все точки, где надо кого-то пропускать, – это и есть пересечение потоков. Пересечения транспортных потоков с пешеходными по новому ГОСТу оказываются вне закона. Чтобы их исключить, надо изменить схему пофазного разъезда, добавив третью фазу – чисто пешеходную.



Именно так организовано движение на этом перекрестке сейчас.
Если же требуется убрать пересечения транспортных потоков не только с пешеходными, но и между собой, то понадобится целых 5 фаз. Порядок их следования условный, для целей данного поста он не важен.



Какой из трех вариантов лучше?
Каждое пересечение потоков – угроза безопасности, возможность ДТП. Пересечение транспортного потока с пешеходным – возможность наезда на пешеходов, то есть ДТП с тяжкими последствиями для жизни и здоровья людей. Из этих соображений лучше избегать пересечений потоков. Но в первом варианте пофазника зеленый свет для каждого направления (например, с юго-запада) горит половину времени, а в третьем варианте – лишь одну пятую часть. На первый взгляд можно предположить, что в 3-м варианте пропускная способность перекрестка в 2 раза ниже, чем во втором, и в 2.5 раза ниже, чем в первом. Это не совсем так. Пересечение потоков снижает пропускную способность из-за того, что желающие повернуть и пропускающие встречный транспорт и пешеходов мешают едущим прямо. В худшем случае ожидающие возможности повернуть заблокируют перекресток полностью, и проехать прямо будет невозможно. Чем больше потоки, особенно левоповоротные, – тем больше вероятность такого затыка. На рассматриваемом перекрестке Одесской и Болотниковской левоповоротные потоки невелики, проблем при трехфазной организации движения не возникает. Но учитывать ситуацию на конкретном перекрестке необходимо.

Что важнее – пропускная способность или безопасность?

С одной стороны, одна человеческая жизнь важнее, чем сэкономленные минуты, пусть даже экономия затрагивает тысячи людей. Но полностью исключить риск ДТП можно только полностью запретив дорожное движение! В том числе движение машин "скорой помощи", развоз жизненно важных лекарств по аптекам и т.д. Запрет автомобильного движения – не вариант! А это значит, что нужен компромисс между безопасностью и пропускной способностью.

В чем должен состоять компромисс? В каких случаях пересечение потоков допустимо, а когда смертельно опасно? Случаи бывают разные. Вот, например, перекресток улиц Дорожной и Подольских Курсантов на юге Москвы.



Переход через 9 (!) полос движения пересекается с тремя (!) автомобильными потоками. Причем если два из них – правоповоротные – относительно безобидны, то левый поворот с юга Дорожной на запад улицы Подольских Курсантов пересекается еще и со встречным потоком с севера на юг Дорожной, а значит – выполняется на большой скорости, которая нужна, чтобы прорваться сквозь этот встречный поток. И эти разогнавшиеся машины вылетают на пешеходный переход наперерез пешеходам!

Мы сочли этот пешеходный переход смертельно опасным и предложили отменить, что по состоянию на октябрь 2014 года и было сделано.

Другой пример опасного пересечения многочисленных транспортных и пешеходных потоков (еще и с участием трамвая) был описан ранее. Это перекресток Дунайского проспекта и Бухарестской улицы в петербургском районе Купчино.

В то же время правые повороты на небольших перекрестках могут совершенно безболезненно совмещаться с пешеходными переходами. Опасности здесь не больше, чем на обычных нерегулируемых переходах (если не доводить дело до абсурда и не устраивать нерегулируемые переходы через многополосные трассы, что у нас, увы, бывает). Более того, существует практика строительства бессветофорных правоповоротных съездов, когда правоповоротный поток отводится от перекрестка еще до светофора, пересекается бессветофорно с тротуаром (иногда с двумя тротуарами) и вливается опять-таки бессветофорно в поперечную улицу. Поворот происходит на небольшой скорости, и адекватный водитель всегда успеет остановиться перед внезапно появившимся пешеходом.

Таким образом получается...
1. Пересечение пешеходных потоков с автомобильными левоповоротными опаснее, чем с правоповоротными.
2. Если автомобильный поток пересекается не только с пешеходным, но и с другими транспортными потоками, то это опаснее, чем пересечение транспортного потока только с пешеходным.

Но по новому ГОСТу запрещены любые пересечения пешеходных и транспортных потоков!
Что нас ждет, если чиновники на местах начнут массово переделывать светофорные объекы под новые требования ГОСТа? И как это можно сделать?

Самый простой способ – ввести полнопешеходные фазы, как показано в начале поста. Для маленьких перекрестков это правильное решение. А для больших? Попробуем оценить ситуацию с точки зрения пешехода.

Если надо перейти одну из пересекающихся улиц, то все просто – дожидаемся зеленого света и переходим. А если обе? Тогда либо перейти сначала одну улицу, затем ждать целый цикл и только после этого переходить другую, либо сразу переходить перекресток по диагонали. На нескольких маленьких перекрестках в порядке эксперимента диагональные переходы разрешили, но в подавляющем большинстве случаев это нарушение ПДД. Причем на больших перекрестках – нарушение реально опасное, уносящее жизни людей. Это одна из причин того, что на больших перекрестках (т.е. на тех, где хотя бы одна из пересекающихся улиц имеет полосность 3+3 и более) полнопешеходные фазы не применяются. Другая причина – снижение пропускной способности для автомобилей.

Как же еще можно развести пешеходные и автомобильные потоки, чтобы они не пересекались в одной фазе? Вариантов много, в Москве они активно используются, примеры можно найти у Андрея crusandr в серии постов "Способы лечения пробок: методика Probok.net", а также в наших программах. Во всех этих вариантах движение разделяется по направлениям как в пространстве (по полосам), так и во времени (по фазам). Например, в какой-либо фазе разрешено движение прямо и налево, но не направо, а вместо этого разрешен пешеходный переход через примыкающую справа улицу.

Но, к сожалению, тиражировать эти решения по России приходится с осторожностью. Ибо они предполагают некоторый уровень культуры как транспортного поведения (со стороны водителей и пешеходов), так и организации движения (со стороны местных чиновников). А о какой культуре организации движения может идти там, где разметка давно стерта (если когда-то была), а водители вынуждены вилять влево-вправо по проезжей части, объезжая ямы? Например, здесь (город Киров, фото с сайта rosyama.ru):



Безусловно, такие города тоже надо вытягивать, внедрять там современные принципы организации движения. Но вытягивать постепенно, в первую очередь реконструируя главные перекрестки, наиболее критичные с точки зрения пропускной способности и безопасности. А огульное внедрение нового ГОСТа может привести к обратным результатам: появятся полнопешеходные фазы на небольших беспроблемных перекрестках, на это уйдут остатки денег из нищих городских бюджетов, а реальные проблемы останутся нерешенными.

Как избежать этой ситуации? Каковы будут мнения?


Tags: probok.net, Москва, схемы перекрестков
Subscribe

  • Трамвайный узел у Павелецкого вокзала

    19 июля 2020 г. возобновилось движение трамваев у Павелецкого вокзала. Этого момента транспортная общественность Москвы ждала долго. Что же…

  • Два года борьбы за пешеходный переход

    На юго-востоке нашего района Зюзино есть Старобалаклавская улица. Еще в 2016 году мы с соседями обратили внимание, что через нее не хватает…

  • Спасаем Черноморский бульвар

    С нашим государством никогда не знаешь, откуда подкрадется беда. Мы долго добивались пешеходного перехода через Старобалаклавскую у магазина…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Трамвайный узел у Павелецкого вокзала

    19 июля 2020 г. возобновилось движение трамваев у Павелецкого вокзала. Этого момента транспортная общественность Москвы ждала долго. Что же…

  • Два года борьбы за пешеходный переход

    На юго-востоке нашего района Зюзино есть Старобалаклавская улица. Еще в 2016 году мы с соседями обратили внимание, что через нее не хватает…

  • Спасаем Черноморский бульвар

    С нашим государством никогда не знаешь, откуда подкрадется беда. Мы долго добивались пешеходного перехода через Старобалаклавскую у магазина…