Илья Шафранов (mousemaster2012) wrote,
Илья Шафранов
mousemaster2012

Маршрутки. Что это такое и что с ними делать?

В числе прочих мер по развитию общественного транспорта правительство Москвы планирует отменить привычные нам "маршрутки".
Общество обеспокоено. Многие опасаются потерять привычный и удобный способ добираться до метро.
Давайте разберемся, что такое "маршрутка" и чем она отличается от "автобуса малой вместимости".
В этом нам поможет пост alzel "Маршрутки" по-европейски

Покажу некоторые примеры использования автобусов малой вместимости (они же микроавтобусы, "маршрутки") в западноевропейских городах.


Вначале надо оговориться, что в человеческих городах отсутствует то, что у нас в большинстве случаев называется "маршруткой" - микроавтобус, работающий без расписания, зачастую "по наполнению", и не входящий в общую тарифно-проездную систему города.

Так вот, основные принципиальные "истории", при которых в системе организации общественного транспорта используются автобусы малой вместимости (и видимо это подразумевают власти Москвы, когда говорят, что "в Москве не будет маршруток", - по крайней мере, мы видим именно такой подход и стремимся к нему):
a) Автобус малой вместимости - низкопольный, обязательно имеет хотя бы одно место для размещения инвалидной или детской коляски. Это основное требование.
b) Работа микроавтобусов на маршрутах организуется по тем же принципам, что и для стандартных больших автобусов - расписание (интервал) движения, применимость единых городских тарифов.
c) Маршруты, на которых будут работать автобусы малой вместимости, выбираются по следующим позициям:
-ограничения по параметрам улично-дорожной сети (т.е. там, где не проходит или с трудом проходит большой автобус);
-отсутствие достаточного пассажиропотока для пуска больших автобусов.

Таким образом, нет случаев, при которых по большой улице идёт маршрут (или маршруты) больших автобусов, а вместе с ними ещё и маршрут микроавтобусов. Аргумент, что "маршрутка" едет быстрее и гарантирует сидячее место, не работает. Во-первых, так не гарантируется посадка на промежуточных остановках - там люди рискуют вообще нескоро уехать. Во-вторых, для обеспечения ускоренного сообщения (там, где это действительно требуется), организуются полуэкспрессные маршруты (или рейсы) больших же автобусов. А вот вопрос с достаточным число посадочных (сидячих) мест должен решаться закупкой больших автобусов с большим их количеством (сейчас в Москве "в моде" 24-местные 12-метровые автобусы, в то время как во многих европейских городах автобусы того же класса имеют по 35 и даже более мест), ну и (при необходимости) выпуском на линию большего числа автобусов.

Теперь к примерам и картинкам.

Берлин.
Микроавтобусы используются на малодеятельных маршрутах, например № 168:


Тут аж 2 пассажирских двери и, как уже говорилось, обязательный пандус для инвалидов:


Такой подвижной состав также обслуживает некоторые второстепенные ночные маршруты (на которых, в частности, практикуется сервис "до двери дома"), или вот например компенсирующий маршрут на период ремонта трамвайных путей. Полностью продублировать закрытую трамвайную линию здесь возможности нет, поэтому основной заменяющий большой автобус не заезжает к одной из отменённых остановок. Эту отменённую остановку обслуживает специальный микроавтобусный маршрут с большим интервалом и ограниченным режимом работы, поскольку, в основном, работает для пожилых людей, которым сложно дойти до других остановок.


Внутри, как видим, и удобно размещённый (не мешающий проходу) валидатор, и место для коляски


Всего в салоне 10 сидений и ещё 2 откидных места. Обратите внимание на наличие кнопок "STOP" по всему салону. Пассажир не должен кричать водителю: "Остановите на следующей".


Похожие микроавтобусы есть в Барселоне.
Маршрут № 111 идёт наверх на гору Тибидабо по узким "серпантинам".
Ожидая большой пассажиропоток (на горе собор и парк аттракционов), приехали сразу 2 автобуса:


Место для коляски, валидатор:




Известный на наших маршрутах Mercedes Sprinter в Мангейме тоже низкопольный. Был встречен на маршруте № 57 в вечернее время (извиняюсь за качество фото). Возможно, днём здесь ходят большие автобусы.


Низкопольность привела к тому, что здесь всего 8 сидячих мест:




В Вене традиционно автобусы малой и средней вместимости используются на коротких маршрутах, проходящих по узким улочкам через самый центр города (в пределах "Ринга").
"Старый" образец венского микроавтобуса - в трамвайном музее:




До недавнего времени на центральных маршрутах 2А и 3А работали такие микроавтобусы (кстати, обратите внимание - сзади большой автобус по 1А - не сильно-то и больше):




Можно сказать, полноценный автобус. Для возможности размещения коляски несколько мест сделаны откидными:


Теперь их заменяют на электробусы, по виду больше напоминающие наши ПАЗики.

Швеция. Здесь на микроавтобусы ориентированы "социальные" перевозки.
В Стокгольме действуют специальные 900-е маршруты (Närtrafiken), на которых в основном работают такие же микроавтобусы, как мы уже видели в Вене и Берлине:

(Фото: (c) SL, Toby Maudsley)

Маршрут проходит по одному району, проезжая чуть ли не по дворам и подвозя к остановкам больших автобусов и рельсового транспорта (проще говоря, ТПУ), а также к больницам и торговым центрам. Конечно, далеко не в каждом квартале есть такой 900-й маршрут (скорее, наоборот, это исключение), но их вводят там, где есть в этом потребность, т.е. где остановки больших автобусов находятся на расстоянии, которое пожилой человек будет преодолевать с трудом, а также просто - для того, чтобы был маршрут, петляющий по району. Большой автобус так пускать нерационально, ведь основные потоки всё-таки лежат на более-менее прямых трассах.



На схемах эти маршруты нанесены пунктирными линиями.
Самое интересное, что здесь не требуют оборудованных остановочных площадок - на внутридворовом проезде стоит просто столбик с расписанием:


Расписание: чисто "социальные" перевозки - с понедельника по пятницу с 9 до 16


Конкретно эта остановка 961-го маршрута снята во дворе многоэтажного жилого комплекса:


На сайте транспортной компании SL, являющейся "Организатором перевозок" Стокгольма, пишут следующее:
Перевозки организованы для пожилых людей и лиц с ограниченной мобильностью, но могут пользоваться все.

Во втором по численности населения городе Швеции - Гётеборге - также в каждом районе существуют сервис маршрутов Flexlinjen


Аналог стокгольмских 900-х маршрутов, но трасса каждого маршрута конкретно нигде не прописана и не прорисована. Обозначены только "остановки", через которые эти микроавтобусы проезжают. Упор сделан на то, что "для обеспечения гарантированного места в автобусе" пассажир бронирует себе поездку от определённого места (через Интернет или телефон), и затем ему сообщают, когда прибудет микроавтобус.
Сервис гарантирует, что в течение часа микроавтобус проедет через все пункты маршрута. Сервис работает в определённые часы (где-то только будни, где-то ещё и суббота - надо уточнять для каждого маршрута).

Вот например в микрорайоне "остановка" такой линии расположена прямо в тупике внутридворового проезда:

Табличка на опоре:

(с) Google.maps

На крупных ТПУ пассажиры могут совершить бесплатную пересадку с Flexlinjen на обычные маршруты. Здесь также обозначено место, где останавливается микроавтобус (на общем стенде - нижняя левая запись, перрон C)


Да, и самое главное, - конечно, это всё в рамках общегородских тарифов. Т.е. всю клиентскую службу заказов дотирует город, наряду с другими маршрутами.
В других шведских городах также есть похожая система заказов "социальных" микроавтобусов, похожая на нашу службу "социального такси".

В общем, до шведских социальных перевозок "маршрутками", видимо, нам надо освоить просто переход к регулируемым перевозкам микроавтобусами, как например в Германии. В любом случае, по данному направлению имеет смысл работать и пробовать переходить на человеческий транспорт.



Tags: маршрутка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments