Илья Шафранов (mousemaster2012) wrote,
Илья Шафранов
mousemaster2012

Category:

Волгоградский скоростной трамвай и его место в транспортной системе города

Что мы вспоминаем, когда слышим название Волгоград? В первую очередь - героическую оборону Сталинграда в 1942 году, Мамаев курган, дом Павлова... А любители транспорта, кроме того, обязательно вспомнят единственный в России скоростной трамвай. Кажется, только ленивый не фотографировал трамвайный поезд, выезжающий из тоннеля метро. А интернет-путеводитель по всему миру redigo.ru до недавнего времени считал волгоградский трамвай городским аттракционом и изменил свое мнение только после моего обращения.

100_2011

Прежде чем подробно описывать эту систему - несколько слов о городе. В Волгограде около миллиона жителей. На другой стороне Волги находится 300-тысячный город-спутник Волжский, а также город Краснослободск и несколько более мелких населенных пунктов. Таким образом, размер агломерации приближается к полутора миллионам. Волгоград вытянут вдоль берега Волги на расстояние более 50 километров, а ширина города колеблется от 9 км в центре до 1.7 км в южной части, на границе Кировского и Красноармейского районов. Кстати о районах. Как известно, в советское время все крупные города делились на районы - Ленинский, Кировский, Октябрьский и так далее. Весь советский пантеон был представлен. В Волгограде это деление не только сохранилось на официальном уровне, но активно используется жителями! Так что если вам надо в Сарепту - придется выучить, что она находится в Красноармейском районе.

Через весь город с севера на юг проходит железная дорога, а вдоль нее две магистральных улицы: между Волгой и железной дорогой - 1-я Продольная, с другой стороны железной дороги - 2-я Продольная. Но не ищите этих улиц на карте! Вы их не найдете. Ибо это народные названия, а официально каждая из них представляет собой цепочку перетекающих друг в друга улиц: Николая Отрады - проспект Ленина - Рабоче-Крестьянская - Льва Толстого (1-я Продольная) и Ополченская - маршала Еременко - Лермонтова - Рокоссовского и так далее, всего 16 названий (2-я Продольная). Другие интересные факты и легенды о Волгограде можно узнать из блога anna_stepnova.

Но вернемся к трамвайной системе. Создана она в 1984 году на основе обычной обособленной линии вдоль проспекта Ленина, соединяющей центр города с расположенным на северной окраине тракторным заводом. Выглядит эта линия так:

100_1977

К этой линии со стороны центра был пристроен участок длиной 3 км с четырьмя станциями, две из которых - Площадь Ленина и Комсомольская - подземные, а еще одна - Пионерская - частично подземная, расположенная при выезде из тоннеля на мост через глубокую долину речки Царицы. Участок был построен с прицелом на дальнейшую переделку в полноценное метро, а потому подземные станции сделаны как в метро: платформа посередине, пути по бокам. Но по этим путям должны были ездить обычные Татры, у которых двери только с правой стороны. Поэтому было принято весьма необычное решение: на концах подземного участка тоннели искривлены таким образом, что правый путь становится левым и наоборот. Пересечение сделано в разных уровнях и незаметно для пассажира, который обнаруживает, что попал на левосторонний участок, уже на станции.

В конце подземного участка, перед станцией Пионерская, пути перекрещиваются снова. А дальше... начинается еще один подземный участок, более новый, запущенный в 2011 году! Три станции - Профсоюзная, ТЮЗ и Ельшанка, все подземные, с островными платформами. При строительстве этого участка скрещение путей делать не стали, а вместо этого закупили двусторонние вагоны питерского завода - красивые, удобные, низкопольные...
100_2008

Одно плохо - закупили их слишком мало. И теперь на новом участке трамваи ходят раз в 10 минут (на остальной части линии интервал 3-4 минуты), и идут на север не до Тракторного завода, а только до станции Монолит. Кому надо дальше - пересаживается на обычную Татру и повторно оплачивает проезд.
Расписание движения трамваев по новому участку (вывешено на станции Ельшанка):

100_2006

Однако в целом получилась хорошая удобная система, в меру скоростная (маршрутная скорость около 30 км/ч) и с хорошими перспективами развития. Вот ее полная схема (автор - Владислав Прудников):



Насколько же она удовлетворяет транспортные потребности горожан?

Увы, удовлетворяет лишь частично. Город вытянут вдоль Волги на 50 с лишним километров, а трамвай обслуживает лишь 17 км в северной и центральной части. Более того, и здесь охват далеко не полный: трамвай ходит вдоль 1-й Продольной, а 2-я и все прилегающая местность от него оторваны. Между тем поперечное направление здесь важно: железная дорога отделяет деловой центр от жилых кварталов, и трамвайное сообщение было бы очень полезно. Не подведен трамвай и к главному железнодорожному вокзалу.

Каковы же альтернативы?

Обычный трамвай

100_2308

В Волгограде 3 изолированных друг от друга трамвайных сети, а в агломерации - 4 (еще одна в Волжском). Одна из них - уже известный нам скоростной трамвай. На станции Монолит от этой линии отходит небольшая ветка до улицы Александра Матросова. По ней ходит отдельный маршрут 13, не выходящий на скоростную линию.

Другая сеть охватывает значительную часть Центрального, Ворошиловского и Дзержинского районов. Третья - на юге, в Красноармейском районе. Все эти линии находятся в хорошем состоянии, и по ним ездят привычные нам Татры с вполне приемлемыми интервалами.

Электричка

100_2300
Железная дорога через весь город - прекрасная возможность организовать магистральное сообщение. Увы, возможность эта используется неудовлетворительно. На самом потенциально востребованном направлении - от вокзала в Красноармейский район - ходит лишь 10 электричек в сутки. Использовать их как городской транспорт не представляется возможным. Кто тем не менее хочет попробовать - смотрите электрички до станций Шпалопропитка или Южная.
Билеты продаются в кассах на остановках, стоят 26 рублей (по сравнению с другим транспортом - дорого). На вокзале установлены турникеты.

Маршрутка

100_1948

Воистину народный транспорт. Их огромное количество, причем в основном это раздолбанные газели, от которых в Москве уже отказались. Ходят по всем направлениям, особенно много их на 2-й Продольной. Именно маршрутка - единственная возможность доехать из центра в Кировский и Красноармейский районы.

Чтобы поехать куда-нибудь на маршрутке, надо проделать следующие действия.


  1. Спросить у местных жителей, какая маршрутка идет до нужного места.

  2. Стоя на остановке, напряженно вглядываться в поток транспорта в поисках маршрутки с нужным номером.

  3. При этом не забывать уворачиваться от брызг грязи, летящих из-под колес.

  4. Увидев нужную маршрутку, яростно махать рукой - есть шанс, что остановится (но не факт).

  5. Войдя в маршрутку, еще раз уточнить у водителя и пассажиров, идет ли она до нужного места (ибо каждый может ошибиться).

Так что авторы путеводителя redigo.ru не правы: лучший транспортный аттракцион в Волгограде - не трамвай, а именно маршрутка. Но при этом маршрутка - единственный транспорт, позволяющий доехать в любую точку города. Причем во многих случаях - без пересадки.

Автобус

По сути та же маршрутка, только большая. Автобусов в Волгограде вообще мало, ходят они как им вздумается, расписание нигде не вывешено. Единственное преимущество перед маршруткой - просторный салон.

Автобус номер 6 и соответствующая маршрутка - единственный (кроме такси) транспорт, идущий в аэропорт. Самое удобное место для пересадки на другие виды транспорта, в том числе троллейбус и нескоростной трамвай, - узел Землячка.

Троллейбус

Мы привыкли считать троллейбус электрифицированной разновидностью автобуса, но в Волгограде это не так. Здесь это вполне приличный транспорт. Ходит часто, расписание в основном соблюдается. Если в нужное вам место идет троллейбус - доедете без проблем. К сожалению, волгоградская троллейбусная сеть, как и трамвайная, разорвана на три части.

Расписание по SMS

Остановочные таблички трамвая и троллейбуса (но не автобуса) в Волгограде выглядят так.

100_2074

123 - код остановки. Если отправить этот код смской на номер 8 (904) 400-5656 - в ответ придет расписание нескольких ближайших рейсов. Если есть сбой в движении - об этом тоже сообщат. Система работает и в роуминге, проверено на примере МТС.

Оплата проезда

Проезд оплачивается самым архаичным способом - кондуктору в салоне. Одна поездка в скоростном трамвае стоит 15 рублей, в троллейбусе, обычном трамвае и большинстве автобусов - 12, в маршрутке - определяется жадностью маршрутчика. На подземных станциях скоростного трамвая есть кассы по продаже билетов, но я ни разу не видел, чтобы они работали. Есть месячные проездные билеты ГУП "Метроэлектротранс". Они стоят от 620 руб. (только троллейбус или только обычный трамвай) до 900 руб. (троллейбус, скоростной и обычный трамвай). Пенсионерам, студентам и школьникам предоставляются льготы.
Никаких суточных, многоразовых и т.д. билетов не предусмотрено. Либо разовый у кондуктора, либо проездной на месяц. Третьего не дано.

Рекомендации

Что же можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?
На мой взгляд, необходимы следующие меры (перечисляю начиная с простых и дешевых, постепенно переходя к более сложным и дорогим).

  1. Изменить систему оплаты, чтобы можно было ехать по одному билету с пересадками хотя бы в пределах скоростной линии (а в идеале - по всему городу).

  2. Закупать больше двусторонних трамвайных вагонов. В идеале все новые трамваи должны быть двусторонними. Это позволит организовать беспересадочное движение по всей скоростной линии. Старые Татры, которые еще в хорошем состоянии, переводить на обычные линии.

  3. Объединить сети скоростного и обычного трамвая в центре города. Хорошее место для этого - долина речки Царицы, где разворотные кольца "Площадь Чекистов" (скоростной трамвай) и "Детский центр" (обычный трамвай) находятся в 400 метрах друг от друга, и между ними нет плотной застройки. Это позволит организовать удобное сообщение между центром города и жилыми кварталами его западной части.

  4. Продлить подземную линию на юг от станции Ельшанка, вывести ее на землю по другую сторону железной дороги и соединить с существующей линией по Электролесовской ул. Это позволит удлинить главную магистральную линию почти на 5 километров - до Обувной фабрики.

  5. Организовать регулярное движение электричек с интервалами, принятыми для городского транспорта, - не более 10 минут в пиковое и 15 минут в остальное время. Жители Кировского и Красноармейского районов получат такой нужный им магистральный транспорт, независимый от пробок. Однако мероприятие сложное, потребует трудных переговоров с РЖД, а кроме того - ухудшит ситуацию на железнодорожных переездах, в том числе на ул. Тулака, где пробки возникают уже сейчас. Чтобы железнодорожное сообщение не убило автомобильное - нужно завершить уже начатое строительство связки под железной дорогой в районе Ельшанки.



Tags: В, Волгоград, автобус, маршрутка, метротрам, смс, трамвай, транспортные системы городов, троллейбус, электричка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments